Ежегодно 5 августа весь мир отмечает Международный день светофора. Эта памятная дата принята для всемирного чествования столь полезного изобретения человечества потому, что именно в этот августовский день 1914 года Американская светофорная компания впервые в своей стране установила сразу четыре электрических световых аппарата, регулирующих дорожное движение. Произошло это событие на одном из центральных перекрёстков города Кливленд (США).
На тот момент в уличных оптических устройствах загорались только красный и зеленый цвета (жёлтый цвет в светофорах тогда не использовался), при переключении которых издавался ещё и громкий предупреждающий звуковой сигнал. Система дистанционно управлялась полицейским, сидящим рядом с ней в стеклянной будке.
Тем не менее, самый первый в мире светофор появился не в Соединённых Штатах Америки, а почти полувеком ранее в Великобритании. 10 декабря 1868 года его установили в Лондоне возле здания Британского парламента. Светофор управлялся вручную и имел две семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – движение с осторожностью.
В тёмное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зелёного цветов. Светофор поставили для облегчения перехода пешеходов через улицу, а его сигналы предназначались для повозок – пока пешеходы идут, повозки должны стоять.
К сожалению, всего лишь немногим более трёх недель спустя после ввода в эксплуатацию первого в мире светофорного объекта (2 января 1869 года), его газовый фонарь взорвался, серьёзно травмировав управлявшего им полицейского, после чего на долгое время в Европе светофоры запретили совсем.
В 1920 году автоматические трёхцветные светофоры — уже с использованием жёлтого сигнала — были установлены в Детройте и Нью-Йорке (США). В Европе аналогичные устройства впервые появились в 1922 году в Париже (Франция) и в Гамбурге (Германия). Великобритания вернулась к светофорам лишь в 1927 году.
В СССР первый светофор появился 15 января 1930 года в Ленинграде на пересечении проспектов 25-го Октября и Володарского (ныне Невского и Литейного проспектов Санкт-Петербурга). 30 декабря того же года в центре столицы Страны Советов на перекрёстке улиц Петровка и Кузнецкий Мост установили первый московский светофор. Тройку городов-пионеров механического регулирования дорожного движения в нашей стране замыкает Ростов-на-Дону.
Становление отечественной светофорной сигнализации происходило постепенно, светофоры по своему техническому устройству разнились даже в двух столицах, не говоря уже о регионах (так, одно время в Москве зелёный сигнал был наверху, а в Ленинграде – внизу). До 1959 года красный и зелёный цвета были на местах, противоположных нынешним, затем Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.
Сами светофоры у нас в стране за десятки лет эксплуатации тоже претерпели значительные изменения, как в дизайне, так и в системе управления. Первоначально ими дистанционно управляли только сотрудники ОРУДа (позднее ГАИ) на перекрёстках, находясь рядом в специальных постовых будках.
К 1970-м годам появилась централизованная система автоматического регулирования уличного движения, которая, в частности, позволяла создавать для транспорта так называемую «зелёную волну». Тогда же появились возможность регулировки работы светофора и самими пешеходами. Для этого возле регулируемого пешеходного перехода устанавливали пульты с кнопкой, нажав на которую любой прохожий мог самостоятельно переключить светофор для пешеходов на зелёный сигнал, а для автотранспорта, соответственно, перевести на красный.
25 июля 2006 года в Новосибирске был открыт первый в России памятник светофору. В последующие годы подобные проекты воплотились в жизнь и в некоторых других городах страны, к примеру, в Пензе, Перми и Москве. Есть памятники светофору и во многих других государствах мира.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации действуют десятки тысяч автоматических технических устройств по регулированию транспортных и пешеходных потоков. Светофоры, которые сейчас внедряются для работы на дорогах страны, могут менять свой режим работы в зависимости от времени суток и плотности движения.
В рамках осуществления национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» по предложениям Госавтоинспекции только в прошедшем 2019 году в России было обустроено 2,2 тысячи новых светофорных объектов.
Источник: гибдд.рф